Описание Купеля,
основанное на мемуарах купельчан Гарри Розенбаума, Эстер Поташник и Хаима Бейдера
Купель находится в Волынской губернии на Украине, координаты 49c36ooN., 26oo30cE.
Ближайший город с железнодорожной станции был Волочиск, Проскуров был другой близлежащий город.
Религиозная жизнь
По словам Эстер Розен, Купель имел шесть синагог, одна из которых была большая; в том числе синагога Остёрских хасидов, к которому принадлежала семюя Поташников, и даже синагога сапожников и портных.
Гарри Розенбаум, в его "Устной Автобиографии", рассказал, что было пять или шесть различных групп хасидов в Купеле, в том числе группапоследователей раввинов из Зинькова,Ошпана и Чорткова, которые «ладили очень хорошо, пока они не начинали утверждать, что их раввин является самым высоким или самым надежным. "В какой-то момент, после того как Зиньковский Ребе, рабби Хаим, скончался, хасиды разделились на две фракции, одну возглавил старший сын раввина Хаима Пинхас и другою его младший сын Мошеле.
Эстер Розен отметила, что есть много вещей, которые раввины в Америке говорят делать или не делать, чего она никогда не слышала в Купеле, но были и запреты в Купеле, о которых никто не говорил в Америке. В качестве примера последнего, мать Эстер говорила, что никогда не следует стричь волосы или сажать растения в четверг, потому что они тогда начинают расти в шабат (субботу), а в шабат нельзя работать.
Штетл – справочник приводит следующую информацию на
Стр. 45 Купель, северо-западнее Проскурова (Хмельницкий).
В 1886 году раввин Йоэль Иегуда Глейзер также служил раввином здесь ... (Упомянутые в книге памятник Komenitz Подольск Usvita 1965 года).
До 1912 года мой прапрадед Йехуда Йоэль Глейзер, (родился 1850 году), был раввином здесь. Он служил ранее в Корнице, Летичеве, в Ванковицах Волынской губернии и затем в Купине (Купеле), Подольской губернии.
Расположенная к северу от Komenitz Подольске. 1886 - раввин Йоэль Иегуда Глейзер также служил раввином здесь ... Упомянутые в книге памятник Komenitz Подольск Usvita 1965 года.
Стр. 98 писатель Перлмутер (Perlmuter) в своей книге Mein Idish Stertzev заявил, что его местечко (Купель) было такое же, как и все остальные; он в шутку сделал список элементов местечка:
(1) почтовое отделение с телеграфом,
(2) река ,
(3) кладбище
(4) rabby,
(5) молитвенный дом,
(6) два места для молитвы хасидов, по одному для Gerer и один для Aleksanderer хасиды,
(7) Талмуд Тора академия и
(8) монастырь со священником,
(9) сельский дурачок,
(10) несколько процветающих людей, и
(11) много нищих.
Экономика
Многие евреи в Купель зарабатывали себе на жизнь, покупая зерно и другие продукты, а также скот и птицу, у украинских крестьян, которые приезжали в Купель из окрестных деревень каждый вторник, который был базарный день. В Купеле был большой базар; до сих пор сохранились фундаменты от базарных лабазов. Евреи бы затем продать эти товары в больших городах. Другие евреи были продуктовые магазины или магазины сухих грузов; они будут покупать товары по оптовым ценам в Проскуров. Другие были портными или сапожниками, или другие ремесленники. Портных будет получать заказы от богатых землевладельцев, а также от местных жителей. (Из Гарри Розенбаум "Устная история").
Социальный статус
Хотя никто не в Купель был очень богат, наиболее обеспеченными были владельцами магазинов сухие товары, которые продавали ткани, овечью шерсть особенно по цене. Другие владельцы магазинов и купцы также относились к среднему классу. Портные и сапожники были менее образованными в Талмуде и других еврейских предметах (в соответствии с Гарри Розенбаум), и поэтому талмудисты смотрели на них свысока. Родители Эстер Розен были очень расстроены, если она вышла с мальчиком из синагоги “портных или сапожников".
Самая низкой категорией в социальной лестницы были торговцы лошадьмиь предполагалось, что они торгуют ворованными лошадьми. Сосед Эстер из Купеля, которого она встретила в Сент-Луисе, рассказал ей историю о трех братьях, которые были торговцами лошадей в Купеле. Они эмигрировали в Америку, поселился в Нью-Йорке и Сент-Луисе. Это сосед пришел в синагогу в один прекрасный день в Сент-Луисе и был удивлен, увидев один из этих братьев на Биме. Здесь, в Америке, он был уважаемым членам общины, а также сотрудником синагоги. Они узнали друг друга, конечно, так как все в Купель знали друг друга. Бывший торговец лошадьми объяснил, что его дети и дети его брата стали адвокатами, врачами и т.д., и он попросил соседа Эстер не заикаться о том, что они были торговцами лошадьми в Европе.
Некоторые имена купельских конноторговцев обнаружены в Житомирском архиве в донесениях местного жандарма в губернское жандармское управление, например, на листax хранения Л. 122 упоминаются “Купельские конноторговцы евреи... Михель Залманов Кравец и... Лейбиш Певелев Столяр...; Л. 126 мещанин м. Купеля еврей Іось Ицков Клейман..., отец его исправляет должность Купельского мещанского старосты Ицко Клейман... еврей м. Купеля Біемин Дувидов Копман”
Л. 332 Список членов попечительства по призренію и помощи семьям женам запасных нижних чинов, взятых при мобилизации в действующую Русскую армію в 1914 и 1915 годах из жителей нас. пуктов входящих в раіон Купельскаго жандармскаго унтер-офицерского пункта в числе Купельской, Базалійской и Чернелевской волостей С-Константиновского уезда. Составлен с 9 мая 1915г.
Купельская волость:
Л. 416 Іось Ицков Клейман
Л. 416об. Беньямин Дувидов Копман
Л. 418 жители м. Купеля Іось Клейман и Беньямин Камлан (так в документе - Ф.В.)
_________________________________________________________________
Хаим Бейдер. Купель и kupelians
Хаим Бейдер. Купель и купельчане
На границе между Волынью и Подольем в Украине располагалось местечко Купель. Местечко, каких было много на Украине, и в то же время - непростое местечко. Оно просуществовало более трехсот лет, пережило вереницу польских королей и русских царей, выжило в Первую Мировую войну и в гражданскую и было полностью уничтожено в сентябре 1942 года. Несколько еврейских семей, которых спрятали друзья-украинцы, были выслежены и убиты украинскими полицаями. Войну пережила только семья Шломо Кравца, они сразу после освобождения из Купеля уехали. Теперь на этом месте - сонное украинское село Купель, дворов двадцать, где нет ни одного еврея.
А когда-то здесь бурлила, пенилась еврейская жизнь, шла торговля, работали религиозные и светские школы, издавались книги. Да-да, в восемнадцатом веке, когда Купель принадлежал дворянам Вислоцким, здесь работала одна из первых в империи еврейских типографий. Достоверно известно, что в период правления Северина Вислоцкого в Купельской типографии вышло две книги: «Махзор микол гашана» (Махзор на весь год) и «Хидушим Магарш» а »(« Новые пояснения Магарш »а») - философское сочинение выдающегося средневекового талмудиста Самуила -Элиезера бен Иуды Эдельса. Типография посеяла зерна просвещения, тягу к печатному слову, и в Купеле взошла плеяда еврейских писателей. В девятнадцатом веке раввин Иегуда Лейб Глейзер (1855 - 1916) написал и издал несколько книг, в семейных преданиях сохранилось название одной из них - «Роза и шип», о супружеской жизни в еврейской семье. В Купеле родились, провели детство и юность еврейские писатели советского периода: Шимон Гольденберг (1910-1941), Александр Лизен (1911 - 2000), Хаим Бейдер (1920-2003).
Когда появились в Купеле первые евреи, неизвестно, ибо от старого еврейского кладбища, просуществовавшего несколько веков, осталось с десяток поваленных, разрушенных надгробий. По имеющимся сведениям, «Купельское еврейское общество» в 1847 году насчитывало 1170 душ, а по данным переписи 1897 г. в Купеле было 4333 жителя, из них 2720 евреев. Здесь имелось несколько молитвенных домов - большая каменная синагога, Бет-Медреш, Клойз и др, которые просуществовали до немецкой оккупации 1941 года.. В 18 веке возникли первые еврейские частные школы, а в 19 веке и до начала 30-х годов 20-го века подавляющее большинство еврейских мальчиков и значительное число девочек посещали хедеры. В 1923 году в Купеле открылась еврейская семилетняя школа, которая была закрыта в 1939 году.