Skip to main content

Kupel and kupelians (Russian file)

Posted in
Gravestones at Kupel's Jewish cemetery

            

          Купель и купельчане


 

На границе между Волынью и Подольем в Украине располагалось  местечко Купель. Местечко, каких было много на Украине, и в то же время – непростое местечко.  Оно  просуществовало более трехсот лет, пережило вереницу польских королей и русских царей, выжило в Первую Мировую войну и в гражданскую и было полностью уничтожено в сентябре 1942 года. Несколько еврейских семей, которых спрятали друзья-украинцы, были выслежены и убиты украинскими полицаями. Войну пережила только семья Шломо Кравца, они сразу после освобождения из Купеля уехали. Теперь на этом месте – сонное украинское село Купель, дворов двадцать, где нет ни одного еврея.

А когда-то здесь бурлила, пенилась еврейская жизнь, шла торговля, работали религиозные и светские  школы, издавались книги. Да-да, в восемнадцатом веке, когда Купель принадлежал дворянам Вислоцким, здесь работала одна из первых в империи еврейских типографий.   Достоверно известно, что в период правления Северина Вислоцкого  в Купельской типографии  вышло две книги: «Махзор микол гашана» (Махзор на весь год) и «Хидушим Магарш»а» («Новые пояснения Магарш»а») – философское сочинение выдающегося средневекового талмудиста Самуила-Элиезера бен Иуды Эдельса.  Типография посеяла зерна просвещения, тягу к печатному слову, и в Купеле взошла плеяда еврейских писателей.  В девятнадцатом веке раввин Иегуда Лейб Глейзер (1855 – 1916) написал и издал  несколько книг; в семейных преданиях сохранилось название одной из них – «Роза и шип», о супружеской жизни в еврейской семье.  В Купеле родились, провели детство и юность еврейские писатели советского периода: Шимон Гольденберг (1910-1941), Александр Лизен (1911 - 2000), Хаим Бейдер (1920-2003).

В книге Товы Перелстайн подробно с живыми деталями обрисовано маленькое местечко Купель – родина Товы, находившееся вблизи границы с Польшей и состоявшее целиком из еврейского аселения. Ему посвящена большая глава книги. Интересно, что огромная часть еврейской молодежи Купеля активно участвовала в сионистском движении.  пережил во время революции и гражданской войны непрекращающиеся погромы белых и красных армий, а также предательство украинских соседей окрестных деревень. Описывается довоенная жизнь в Купеле, когда жители добросовестно работали в колхозе и их колхоз по меркам того времени считался зажиточным. Это вызывало зависть близлежащих колхозов. В местечках хозяйничали так называемые «евсеки» – члены еврейской коммунистической фракции, грубо ломающие старый уклад и национальные традиции и за это ненавидимые населением. Това описывает ряд столкновений между «евсеками» и сионистской молодежью. Автор отмечает, что из-за благоприятного отношения к евреям в Первую мировую войну, жители Купеля не покинули свои дома во время Отечественной войны, за что дорого заплатили. Нацисты уничтожили всех евреев Купеля, в том числе родных Товы, а также евреев Фалштейна, Волочиска и многих других местечек и городов Украины. Равин Купеля Ицхак-Меир Глейзер – глава большой семьи Глейзеров – Шойхетов, принимавших активное участие в сионистском движении, был зверски убит немцами, когда ,чтобы спасти заложников, сам пришел к немцам. Но они убили и заложников.(Часть членов этой семьи погибла в советских тюрьмах и лагерях, другие воевали и погибали на фронтах Отечественной войны, третьи были уничтожены нацистами и лишь некоторым в старости довелось попасть в Израиль вместе с детьми и внуками) Во время оккупации украинское население снова всемерно помогало немцам. Однако в книге приведено несколько примеров, когда украинские крестьяне спасали еврейских детей. В частности, Тове Перельштейн рассказали, как в Волочиске (город рядом с Купелем) нацисты повесили украинскую женщину вместе с еврейской девочкой, которую она прятала. «Женщина до последней минуты успокаивала девочку и просила ее не бояться». Автор описывает о плачевное состояние еврейских кладбищ и захоронений и.наплевательское отношение к этому местных властей после войны.

Сама Това Перельштейн начала свою сионистскую деятельность в 17 лет еще находясь в родном местечке Купель. В дальнейшем она пережила три ареста, ссылки, лагерь на Колыме и только в конце 50-х смогла вместе с семьей через репатриацию в Польшу попасть в Израиль. В книге Товы детально описаны тюремный быт, этапы, колымские лагеря, которые автор изучила на собственном опыте. Читая книгу видишь, как много раз она находилась на грани смерти. Ее спасали только воля к жизни и друзья, которые помогли этой маленькой хрупкой девушке перенести все и остаться живой и несломленной. В бараке»контрреволюционеров» Това сблизилась с известной эсеркой Екатериной Олицкой, которая многому ее научила. Прекрасно написана история дружбы Товы с лошадью, когда она работала возчиком, рассказы о помощи уголовника Кости. Хороший доверительный язык книги, умение дать красочные портреты, окружавших автора людей, описать с юмором отдельные часто трагические стороны лагерного быта, выгодно отличают повесть от многих подобных воспоминаний

Книга Товы Перельштейн (Рубман) «Помни о них, Сион» была написана на иврите, а затем переведена автором на русский язык. Литературную обработку текста осуществила Ривка Рабинович – Пелед. Она посвящена жизни еврейской молодежи сионистского подполья Украины и России и написана буквально кровью сердца. Това разослала ее выдающимся политическим и общественным деятелям Израиля. Но, как пишет автор, никто не проявил желания помочь небольшой горстке уцелевших сионистов. Историей сионистского движения в Советском Союзе в годы террора занимались только историк Арье Ценципер и писатель Биньямин Вест, книги которых нынешнему поколению не известны.

К сожалению, в книге Товы Перельштейн нет библиографии и именного указателя. Строго говоря, она не является историческим исследованием, хотя в ней приведено много исторических фактов,ярко рассказано о многих человеческих судьбах. Скорее, это мемуары, построенные на большом документальном и фактическом материале, рассказывающие о сионистском движении, главным образом, на Украине. Красочно описана жизнь украинских местечек в дореволюционные годы,во время революции и гражданской войны, в годы советского террора и немецкой оккупации. В книге подробно с живыми деталями обрисовано маленькое местечко Купель– родина Товы, находившееся вблизи границы с Польшей и состоявшее целиком из еврейскогонаселения. Ему посвящена большая глава книги. Интересно, что огромная часть еврейской молодежи Купеля активно участвовала в сионистском движении. Купель пережил во время революции и гражданской войны непрекращающиеся погромы белых и красных армий, а также предательство украинских соседей окрестных деревень. Описывается довоенная жизнь в Купеле, когда жители добросовестно работали в колхозе и их колхоз по меркам того времени считался зажиточным. Это вызывало зависть близлежащих колхозов. В местечкаххозяйничали так называемые «евсеки» – члены еврейскойкоммунистической фракции, грубо ломающие старый уклад и национальные традиции и за это ненавидимые населением. Това описывает ряд столкновений между «евсеками» и сионистской молодежью. Автор отмечает, что из-за благоприятного отношения к евреям в Первую мировую войну, жители Купеля не покинули свои дома во время Отечественной войны, за что дорого заплатили.Нацисты уничтожили всех евреев Купеля, в том числе родных Товы, а также евреев Фалштейна, Волочиска и многих других местечек и городов Украины. Равин Купеля Ицхак-Меир Глейзер – глава большой семьи Глейзеров – Шохотов, принимавших активное участие в сионистском движении, был зверски убит немцами,когда ,чтобы спасти заложников,сам пришел к немцам. Но они убили и заложников. Во время оккупации украинское население всемерно помогало немцам. Однако в книге приведено несколько примеров, когда украинские крестьяне спасали еврейских детей. В частности, Тове Перельштейн рассказали, как в Волочиске (город рядом с Купелем) нацисты повесили украинскую женщину вместе с еврейской девочкой, которую она прятала. «Женщина до последней минуты успокаивала девочку и просила ее не бояться». Автор описывает о плачевное состояние еврейских кладбищ и захоронений и.наплевательское отношение к этому местных властей после войны.

Товы детально описаны тюремный быт, этапы, колымские лагеря, которые автор изучила на собственном опыте. Читая книгу видишь, как много раз она находилась на грани смерти. Ее спасали только воля к жизни и друзья, которые помогли этой маленькой хрупкой девушке перенести все и остаться живой и несломленной. В бараке»контрреволюционеров» Това сблизилась с известной эсеркой Екатериной Олицкой, которая многому ее научила. 

          Когда появились в Купеле первые евреи, неизвестно, ибо от старого еврейского кладбища, просуществовавшего несколько веков, осталось с десяток поваленных, разрушенных надгробий. По имеющимся сведениям, «Купельское еврейское общество» в 1847 году насчитывало 1170 душ, а по данным переписи 1897 г. в Купеле было 4333 жителя, из них 2720 евреев. Здесь имелось несколько молитвенных домов – большая каменная синагога, Бет-Медреш, Клойз и др., которые просуществовали до немецкой оккупации 1941 года. В 18 веке возникли первые еврейские частные школы, а в 19 веке и до начала 30-х годов 20-го века подавляющее большинство еврейских мальчиков и значительное число девочек посещали хедеры. В 1923 году в Купеле открылась еврейская семилетняя школа, которая была закрыта в 1939 году.